г. Москва, ул. Палиха, д. 14, офис 27
Войти
Работаем с 2004 года
Пн-Пт: 9:00-18:00, Cб-Вс: Выходной
7 (495) 662-98-61
8 (812) 331-81-80
г. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, 34 пер. Щербаков, 15/34 лит. А / (м. Владимирская, Достоевская)
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (931) 701-33-24
г. Петрозаводск, пр.Ленина, 21, оф. 143 (гостиница Северная)
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (8162) 78-78-70
г. Великий Новгород, Воскресенский б-р, д.4, оф. 2-23
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (495) 662-98-61; +7(901) 541-27-71; +7(926) 530-09-56
г. Москва, ул. Палиха, д. 14, офис 27 (м. Менделеевская, Новослободская)
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок

С кем из родителей жить ребенку после развода? ответ эксперта-психолога

13 янв 2022
#Статьи
В ситуации развода часто стоит вопрос «дележки» детей: с кем из родителей ребенку лучше проживать, как и в каком формате он будет общаться с отдельно проживающим родителем. Зачастую мнение, которое высказывает ребенок, не соответствует его реальным желаниям. Чтобы это выяснить, суд привлекает психолога.
С кем из родителей жить ребенку после развода? ответ эксперта-психолога

В ситуации развода часто стоит вопрос «дележки» детей: с кем из родителей ребенку лучше проживать, как и в каком формате он будет общаться с отдельно проживающим родителем. Зачастую мнение, которое высказывает ребенок, не соответствует его реальным желаниям. Чтобы это выяснить, суд привлекает психолога. О задачах психолого-педагогической экспертизы рассказала кандидат психологических наук и эксперт-психолог «ПетроЭксперт» Татьяна Адмакина.

Психолого-педагогическая экспертиза

В нашей стране суд обязан учитывать мнение ребенка, достигшего 10-летнего возраста. По опыту – есть дети и младше, которые могут четко аргументировать свою позицию. Поэтому такая возрастная граница условна.

На практике много примеров, когда ребенок транслирует эксперту индуцированное (навязанное) мнение, а в проективных методиках, невербальном поведении, неконтролируемых фразах выражается его истинное отношение к тому или иному родителю. Например, мальчик 7 лет проживает с отцом в загородном доме. Мама живет в городе. Ребенок сообщает, что хочет жить с папой. На вопрос «Почему?» говорит: «Не знаю», он «придумывает» несущественные обоснования. Далее по заданию эксперта мальчик рисует вымышленное животное, которое живет в лесу, ему одиноко, у него нет друзей (проекция загородной жизни с папой). Рядом – портал. Там другой мир, город, где у него есть дом и друзья. Портал его засасывает, мальчика туда тянет, и он хочет попасть в этот мир.

Первая задача, которую решает эксперт – выяснить реальное отношение ребенка к папе и маме, степень привязанности к каждому их них.

Ребенок при разводе

Вторая задача – диагностировать наличие или отсутствие индукции со стороны отца/матери, понять, есть ли формирование негативного образа другого родителя.

Влияние родителя на ребенка

Третья задача – оценить психологическое состояние ребенка. Развод родителей в большинстве случаев тяжело переживается детьми. А в ситуации, когда родители не могут договориться между собой, особенно. В рисунках дети часто изображают двухголовых существ (в 17,5 раз чаще, чем в норме), либо животных, состоящих из двух половинок (скрещенный крокодил и барсук, кот и пес и т.д.). Дети напрямую заявляют, что хотели бы единения между двумя половинками, чтобы две головы смотрели в одну сторону, чтобы два животных превратились в одно, «нормальное».

В одной из экспертиз мальчик изобразил существо в виде рожка с двумя шариками мороженого, символизирующих две головы – одна голова улыбается, другая смеется. Существо таит, потом залезает в холодильник, и превращается в мороженое. В реальной жизни мальчик живет на два дома: 3-4 дня у мамы, 3-4 дня у папы. Можно, конечно, в этой ситуации найти плюсы – какие адаптивные возможности развиваются у ребенка! Но, на самом деле, ему тяжело. И когда я описываю психологическое состояние детей, то решаю не только диагностическую задачу, а, скорее, пытаюсь достучаться до родителей: «Посмотрите, в каком состоянии ваш ребенок, договоритесь между собой!».

Психологическое состояние ребенка при разводе

Следующий блок задач эксперта-психолога связан с оценкой индивидуально-психологических особенностей родителей и их педагогических качеств. Эту задачу ставит суд перед экспертом-психологом, прописывая в определении вопросы: «Каковы особенности характера и/или личности каждого из родителей?», «Обладают ли они достаточными навыками для воспитания сына/дочери?» и т.д. Однако, на мой взгляд, ответы на эти вопросы не вносят весомый вклад в решение спора о праве на воспитание ребенка. Если диагностировать, что мама (папа) вспыльчива, спокойна, общительна, замкнута (далее можно перечислять бесконечно), разве это не дает ей (ему) право воспитывать ребенка? Более того, изъяны можно найти в любом стиле воспитания – слишком опекает/мало времени уделяет, дает много самостоятельности/не отпускает от своей юбки, нагружает чрезмерными обязанностями/не приучает к домашней работе, строго наказывает/попустительствует и т.д. Поэтому важнее оценить место ребенка в системе ценностей родителей и основной мотив подачи ими иска. Причинами судебного разбирательства могут быть желание отомстить бывшему супругу, решить имущественный спор, наградить второго родителя алиментными обязательствами, стремление вернуть жену/мужа через сына/дочь и прочее. Ребенок в этих случаях является средством, а не целью.

Психологические особенности родителей

Подробнее о психолого-педагогической экспертизе ребенка при разводе читайте в нашем следующем материале.

Читайте также
Rambler's Top100