г. Москва, ул. Палиха, д. 14, офис 27
Войти
Работаем с 2004 года
Пн-Пт: 9:00-18:00, Cб-Вс: Выходной
7 (495) 662-98-61
8 (812) 331-81-80
г. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, 34 пер. Щербаков, 15/34 лит. А / (м. Владимирская, Достоевская)
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (931) 701-33-24
г. Петрозаводск, пр.Ленина, 21, оф. 143 (гостиница Северная)
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (8162) 78-78-70
г. Великий Новгород, Воскресенский б-р, д.4, оф. 2-23
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
+7 (495) 662-98-61; +7(901) 541-27-71; +7(926) 530-09-56
г. Москва, ул. Палиха, д. 14, офис 27 (м. Менделеевская, Новослободская)
Пн-Пт: 9:00-18:00 Cб-Вс: Выходной
Заказать звонок

Психология рисунка: существо с двумя головами как признак внутреннего конфликта ребенка

18 янв 2022
#Статьи
Эксперт-психолог Татьяна Адмакина рассказывает о методике «Рисунок несуществующего животного», которую использует при проведении экспертизы с детьми, чьи родители находятся в разводе. Методика позволяет определить реальное желание ребенка, с кем из родителей он хочет жить.
Психология рисунка: существо с двумя головами как признак внутреннего конфликта ребенка

Методика «Рисунок несуществующего животного» обладает высокой проективной силой, так как подключаются фантазия и воображение, имеющие близкую связь с бессознательными процессами. Ребенка просят изобразить вымышленное существо – плод его воображения.

Выборка исследования

Исследуемую выборку составили 63 ребенка, участвующих в судебной психолого-педагогической экспертизе (г. Санкт-Петербург, ООО «ПетроЭксперт»). Возраст группы – от 8 до 14 лет. Средний возраст – 9,8 лет. 59% – мальчики, 41% – девочки.

Для сравнительного анализа сделан подсчет измеряемых признаков среди детей, чьи родители не разведены и не пребывают в ситуации судебного разбирательства. В контрольную выборку вошли 56 школьников. Возраст группы – от 9 до 13 лет. Средний возраст – 11,3. 55,3% – мальчики, 44,7% – девочки. Контрольная группа была сформирована посредством случайного отбора из 348 школьников.

Методы исследования

Испытуемым был предложен набор из шести карандашей (желтый, синий, зеленый, красный, коричневый и черный). При этом не делался акцент на обязательном применении всех цветов.

Цветные карандаши для рисунка в психологической экспертизе ребенка

Измеряемые признаки:

  • штрихованные линии,
  • эскизные линии,
  • стирание и исправление рисунка,
  • сильный нажим,
  • наличие ран или шрамов на теле животного,
  • наличие у животного ног, которые не выполняют функцию опоры,
  • наличие двух и более голов у вымышленного существа,
  • яркость рисунка,
  • полихромность рисунка (использование двух и более цветов).

Сильный нажим и стирание как сигнал тревоги

Признаками тревожности, эмоционального напряжения обычно являются сильный нажим, штрихованные и эскизные линии (стремление контролировать свою тревогу), стирание и исправление рисунка.

Выраженность штриховки и эскизных линий в настоящем эмпирическом исследовании – редко встречающийся признак в обеих группах. Он в равных долях представлен в исследуемой и в контрольной группе.

В обеих группах детей встречается признак «стирание и исправление рисунка». По нашим наблюдениям, в ситуации экспертизы дети гораздо чаще вносят коррективы в рисунках семьи – неоднократно изменяют свой образ и образ того члена семьи, с которым он имеет напряженные отношения. Вероятно, рисунок вымышленного существа в исследуемой группе в этой плоскости анализа не обладает значимой диагностической силой.

Психология сильный нажим при рисовании

Раны и шрамы на теле животного

Ни в одной из групп не обнаружен признак «раны и шрамы на теле». Данный параметр рисунка выступает референтом невротизации. Предположительно, поражение тела – специфичный признак определенного круга психотравмирующих факторов (связанных с физической агрессией, неудовлетворенностью собственным телом и пр.), и неспецифичный для невротизации, вызванной семейным конфликтом.

рисунок несуществующего животного в психологии

Тонкие слабые ноги у животного на рисунке

При проведении теста «Несуществующее животное» было отмечено, что дети склонны изображать существ с ногами, которые не выполняют функцию опоры (тонкие, слабые, висят в воздухе и пр.).

Нижние конечности – это базисная часть фигуры. Ноги – свидетельство обдуманности, основательности суждений, опоры на существенные положения, а их отсутствие – признак поверхностности, легкомыслия, импульсивности. Ноги животного символизируют опору на реальность, практические, земные ценности. Тонкие ноги – идеалистичность, наличие неустойчивой опоры на земную реальность.

При исследовании обнаружено, что признак «ноги, не выполняющие функцию опоры» преобладает на рисунках детей, чьи родители находятся в ситуации судебного разбирательства. Эмоциональное состояние таких детей связано с базовой тревогой и потерей чувства безопасности, стабильности.

Психология тонкие ноги на рисунке ребенка

Существо с двумя головами

На рисунках детей, чьи родители в разводе, часто изображены существа с двумя головами. Признак «наличие двух и более голов» в 16 раз чаще встречается в исследуемой группе. Говоря о мечте животного, дети напрямую заявляют, что хотели бы единения между двумя головами, чтобы две головы смотрели в одну сторону, чтобы два животных превратились в одно, «нормальное».

В литературе можно встретить различные интерпретации этого признака. Символически, число два – двойственность, противоположность, конфликт, расщепление. На наш взгляд, именно такая интерпретация больше подходит для характеристики эмоционального и когнитивного состояния детей из исследуемой группы. Интересно, что число «три» символизирует множественность, творческую силу, созидание, движение вперед, преодолевающее двойственность. Трехголовых существ в рисунках детей конфликтующих родителей не встречается.

Судя по практическим экспертным наблюдениям, двухголовые животные появляются на рисунках, когда в семье имеется конфликт лояльности, когда ребенок охвачен обвинениями в адрес одного из родителей (как правило, отдельно проживающего) – ранее любимого и близкого человека. При этом такой ребенок излишне идеализирует образ родителя, проживающего с ним. Для описания этого феномена есть термин «синдром отвержения одного из родителей». Ребенок вынужден скрывать свое истинное отношение к родителю, транслировать «не свое» мнение, что формирует у него эмоциональную дестабилизацию и подрывает его адаптационные возможности.

Психология существо с двумя головами на рисунке

Ряд исследователей отмечают, что в семьях, где дети пребывают в ситуации выраженного конфликта лояльности, имеют более высокий уровень тревоги и депрессии по сравнению с детьми, чьи родители развелись, но не вовлекают ребенка в подобное положение.

Приведем случаи из реальной практики.

Родители на протяжении двух лет живут отдельно. Папа перевез сыновей в Санкт-Петербург (из Восточной части России), в результате – дети пребывают без встреч и общения с мамой на протяжении года. Папа аргументирует свое решение тем, что недоволен воспитательными тактиками бывшей супруги, ее участием в жизни детей (его истинный мотив – вернуть маму в семью, обратить ее внимание на детей). В ситуации экспертизы старший ребенок (12 лет) изобразил животное, состоящее из двух зверей (крокодила и барсука), с двумя головами, где одна из них выражает злость, вторая – улыбается. Животные смотрят в разные стороны. Мечта животного – стать меньше, повернуться в одну сторону, чтобы крокодил и барсук не препятствовали друг другу, а шли вперед в одном направлении.

Показатель «наличие двух голов у вымышленного существа» является референтом эмоционального противоречия и внутреннего конфликта у ребенка.

Яркость рисунка и многоцветность

Обозначенные признаки чаще встречаются в контрольной группе. У детей, проживающих в условно благополучных семьях, применение нескольких цветов встречается почти в 95% случаев.

Традиционно принято считать, что моно и ахроматическое изображение является признаком подавленного, астенического эмоционального состояния. Эмпирически доказано, что своеобразный «страх» ярких, интенсивных цветов наблюдается при неврозах. Можно полагать, что выразительность и цветность несуществующего животного – маркер благополучного актуального состояния изображающего его субъекта. Однако, к такой интерпретации необходимо подходить крайне осторожно, так как корреляция цвета и эмоций является многоуровневой – цвет отражает символическое значение переживания, цветовое предпочтение может зависеть от контекста, предшествующего рисунку события и пр., устойчивые эмоциональные особенности субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

Многоцветность или серость в рисунках ребенка

Подавленность или суперспособности

Результаты исследования соотносятся с проведенным после теста опросом детей, чьи родители пребывают в ситуации судебного разбирательства:

  • 63,4% несовершеннолетних демонстрируют подавленное эмоциональное состояние, низкий энергетический тонус, что проявляется в беседе о вымышленном существе: отсутствует мечта, пассивный метод защиты, изображенное животное не нравится, любит спать, предпочитает неактивный образ жизни, одиноко (нет семьи, сородичей).
  • 61,9% детей находятся в состоянии внутреннего антагонизма и эмоциональной неустроенности, вызванного межличностным конфликтом родителей. Желания несуществующего животного у таких детей часто связаны потребностью стать другим, переместиться в иное пространство, обладать суперспосбностями, иметь семью.
Психология в рисунке ребенка при экспертизе

Заключение

Дети исследуемой группы реже используют цвет, что может указывать на их низкий энергетический тонус и подавленное эмоциональное состояние.

В группе детей, участвующих в психолого-педагогической экспертизе, чаще встречается признак «ноги, не выполняющие функцию опоры», который также можно рассматривать как референт переживания неравновесного, неустойчивого состояния.

Такие параметры, как штрихованные, эскизные линии, сильный нажим, стирание и исправление рисунка, раны, шрамы на теле животного – редкое явление в имеющихся рисунках, не показавшие значимых различий между детьми, переживающими конфликтный развод родителей и детьми, воспитывающихся в условно благополучных семьях.

Прочитать статью в полном объеме вы можете по ссылке

Заказать психолого-педагогическую экспертизу вы можете по телефону 8 (812) 439-19-57 или по почте info@petroexpert.ru. Наши офисы работают для вас в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Новгороде и Петрозаводске.

Читайте также
Rambler's Top100