Методика «Рисунок несуществующего животного» обладает высокой проективной силой, так как подключаются фантазия и воображение, имеющие близкую связь с бессознательными процессами. Ребенка просят изобразить вымышленное существо – плод его воображения.
Исследуемую выборку составили 63 ребенка, участвующих в судебной психолого-педагогической экспертизе (г. Санкт-Петербург, ООО «ПетроЭксперт»). Возраст группы – от 8 до 14 лет. Средний возраст – 9,8 лет. 59% – мальчики, 41% – девочки.
Для сравнительного анализа сделан подсчет измеряемых признаков среди детей, чьи родители не разведены и не пребывают в ситуации судебного разбирательства. В контрольную выборку вошли 56 школьников. Возраст группы – от 9 до 13 лет. Средний возраст – 11,3. 55,3% – мальчики, 44,7% – девочки. Контрольная группа была сформирована посредством случайного отбора из 348 школьников.
Испытуемым был предложен набор из шести карандашей (желтый, синий, зеленый, красный, коричневый и черный). При этом не делался акцент на обязательном применении всех цветов.
Признаками тревожности, эмоционального напряжения обычно являются сильный нажим, штрихованные и эскизные линии (стремление контролировать свою тревогу), стирание и исправление рисунка.
Выраженность штриховки и эскизных линий в настоящем эмпирическом исследовании – редко встречающийся признак в обеих группах. Он в равных долях представлен в исследуемой и в контрольной группе.
В обеих группах детей встречается признак «стирание и исправление рисунка». По нашим наблюдениям, в ситуации экспертизы дети гораздо чаще вносят коррективы в рисунках семьи – неоднократно изменяют свой образ и образ того члена семьи, с которым он имеет напряженные отношения. Вероятно, рисунок вымышленного существа в исследуемой группе в этой плоскости анализа не обладает значимой диагностической силой.
Ни в одной из групп не обнаружен признак «раны и шрамы на теле». Данный параметр рисунка выступает референтом невротизации. Предположительно, поражение тела – специфичный признак определенного круга психотравмирующих факторов (связанных с физической агрессией, неудовлетворенностью собственным телом и пр.), и неспецифичный для невротизации, вызванной семейным конфликтом.
При проведении теста «Несуществующее животное» было отмечено, что дети склонны изображать существ с ногами, которые не выполняют функцию опоры (тонкие, слабые, висят в воздухе и пр.).
Нижние конечности – это базисная часть фигуры. Ноги – свидетельство обдуманности, основательности суждений, опоры на существенные положения, а их отсутствие – признак поверхностности, легкомыслия, импульсивности. Ноги животного символизируют опору на реальность, практические, земные ценности. Тонкие ноги – идеалистичность, наличие неустойчивой опоры на земную реальность.
При исследовании обнаружено, что признак «ноги, не выполняющие функцию опоры» преобладает на рисунках детей, чьи родители находятся в ситуации судебного разбирательства. Эмоциональное состояние таких детей связано с базовой тревогой и потерей чувства безопасности, стабильности.
На рисунках детей, чьи родители в разводе, часто изображены существа с двумя головами. Признак «наличие двух и более голов» в 16 раз чаще встречается в исследуемой группе. Говоря о мечте животного, дети напрямую заявляют, что хотели бы единения между двумя головами, чтобы две головы смотрели в одну сторону, чтобы два животных превратились в одно, «нормальное».
В литературе можно встретить различные интерпретации этого признака. Символически, число два – двойственность, противоположность, конфликт, расщепление. На наш взгляд, именно такая интерпретация больше подходит для характеристики эмоционального и когнитивного состояния детей из исследуемой группы. Интересно, что число «три» символизирует множественность, творческую силу, созидание, движение вперед, преодолевающее двойственность. Трехголовых существ в рисунках детей конфликтующих родителей не встречается.
Судя по практическим экспертным наблюдениям, двухголовые животные появляются на рисунках, когда в семье имеется конфликт лояльности, когда ребенок охвачен обвинениями в адрес одного из родителей (как правило, отдельно проживающего) – ранее любимого и близкого человека. При этом такой ребенок излишне идеализирует образ родителя, проживающего с ним. Для описания этого феномена есть термин «синдром отвержения одного из родителей». Ребенок вынужден скрывать свое истинное отношение к родителю, транслировать «не свое» мнение, что формирует у него эмоциональную дестабилизацию и подрывает его адаптационные возможности.
Ряд исследователей отмечают, что в семьях, где дети пребывают в ситуации выраженного конфликта лояльности, имеют более высокий уровень тревоги и депрессии по сравнению с детьми, чьи родители развелись, но не вовлекают ребенка в подобное положение.
Приведем случаи из реальной практики.
Родители на протяжении двух лет живут отдельно. Папа перевез сыновей в Санкт-Петербург (из Восточной части России), в результате – дети пребывают без встреч и общения с мамой на протяжении года. Папа аргументирует свое решение тем, что недоволен воспитательными тактиками бывшей супруги, ее участием в жизни детей (его истинный мотив – вернуть маму в семью, обратить ее внимание на детей). В ситуации экспертизы старший ребенок (12 лет) изобразил животное, состоящее из двух зверей (крокодила и барсука), с двумя головами, где одна из них выражает злость, вторая – улыбается. Животные смотрят в разные стороны. Мечта животного – стать меньше, повернуться в одну сторону, чтобы крокодил и барсук не препятствовали друг другу, а шли вперед в одном направлении.
Показатель «наличие двух голов у вымышленного существа» является референтом эмоционального противоречия и внутреннего конфликта у ребенка.
Обозначенные признаки чаще встречаются в контрольной группе. У детей, проживающих в условно благополучных семьях, применение нескольких цветов встречается почти в 95% случаев.
Традиционно принято считать, что моно и ахроматическое изображение является признаком подавленного, астенического эмоционального состояния. Эмпирически доказано, что своеобразный «страх» ярких, интенсивных цветов наблюдается при неврозах. Можно полагать, что выразительность и цветность несуществующего животного – маркер благополучного актуального состояния изображающего его субъекта. Однако, к такой интерпретации необходимо подходить крайне осторожно, так как корреляция цвета и эмоций является многоуровневой – цвет отражает символическое значение переживания, цветовое предпочтение может зависеть от контекста, предшествующего рисунку события и пр., устойчивые эмоциональные особенности субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.
Результаты исследования соотносятся с проведенным после теста опросом детей, чьи родители пребывают в ситуации судебного разбирательства:
Дети исследуемой группы реже используют цвет, что может указывать на их низкий энергетический тонус и подавленное эмоциональное состояние.
В группе детей, участвующих в психолого-педагогической экспертизе, чаще встречается признак «ноги, не выполняющие функцию опоры», который также можно рассматривать как референт переживания неравновесного, неустойчивого состояния.
Такие параметры, как штрихованные, эскизные линии, сильный нажим, стирание и исправление рисунка, раны, шрамы на теле животного – редкое явление в имеющихся рисунках, не показавшие значимых различий между детьми, переживающими конфликтный развод родителей и детьми, воспитывающихся в условно благополучных семьях.
Прочитать статью в полном объеме вы можете по ссылке
Заказать психолого-педагогическую экспертизу вы можете по телефону 8 (812) 439-19-57 или по почте info@petroexpert.ru. Наши офисы работают для вас в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Новгороде и Петрозаводске.