Перед экспертом стояла задача выяснить индивидуально-психологические особенностей детей, их актуального состояния, тип привязанности к родителям и реализация данной привязанности, особенности актуальной семейной ситуации, ее влияние на адаптивные способности детей.
Заключение составляется на основе беседы с родителями и детьми, а также эмпирического исследования. По желанию заказчика могут быть представлены документы (например, характеристика из школы, заключение логопеда и пр.).
Исследование проводилось поэтапно: для начала необходимо установить психологические нужды и потребности конкретного ребенка, оценить удовлетворенность потребностей детей на момент исследования, затем оценить актуальное психоэмоциональное состояние конкретного ребенка.
Исследовалось актуальное эмоциональное состояние девочки, в ходе чего было выявлено следующее:
Нормативное функционирование когнитивных процессов и интеллекта в целом, высокие (выше нормативных) значения уровня тревожности, высокая, но неустойчивая самооценка. Дополнительно установлено, что у девочки сформирована позиция «старшей» в отношении своей родной сестры. Это происходит в качестве компенсаторного механизма: задействована самоидентификация с более старшим возрастом, стремление к выборочной самостоятельности.
Наблюдается тенденция к внешней демонстрации себя, как более взрослого человека, актуализируя рассудительность и уравновешенность. В стрессовой ситуации актуализируется психологическая защита по типу рационализации, замещения и вытеснения, что способствует усилению импульсивного поведения, значимо снижает адаптивные способности ребёнка. Реализация потребности в отцовской фигуре выражено депривирована у девочки, что значимо отражается на адаптивных способностях ребёнка.
Выявленные неврозоподобные реакции (мышечные подергивания в области века, кусание губ, запинки в речи), которые длительное время не наблюдались у ребенка, указывают на негативное влияние пролонгированной ситуации депривации потребности в общении с отцом, невозможности реализации объективно значимой привязанности к отцу.
Исследовалось актуальное эмоциональное состояние девочки, в ходе чего было выявлено следующее:
Из представленных для изучения материалов следует, что несовершеннолетние дети с момента рождения и до определенного момента проживали и воспитывались обоими родителями, у детей в полном объеме реализовывалась потребность в безопасности, любви и принадлежности, основанные на базовом доверии к миру и сформированной надежной привязанности к родительским фигурам. С определенного момента у детей отсутствует какая-либо возможность взаимодействовать с отцом, контакт сводится только к редкой переписке.
По результатам направленной диагностической беседы с матерью, анализа представленных для изучения документов, фототаблиц и видеофайлов можно сделать вывод, что для отца его роль в семье имеет большую значимость. С высокой долей вероятности отец обладает такими качествами, как последовательность, эмоциональная стабильность, настойчивость, целеустремленность. Для отца как воспитателя детей (в большей степени старшей дочери) характерна эмоциональная привязанность, поддержка, одобрение желаний и интересов детей, стремление вовлечь в совместную деятельность, придумать общую интересную программу проведения досуга, поддержать инициативу, положительно отметить достижения детей, помочь в затруднениях, организовать активный образ жизни. Очевидно, что отец обладает достаточным педагогическим потенциалом для воспитания несовершеннолетних детей и формирования у них культурно-спортивных навыков, физического воспитания, интеллектуального развития, развития речи. Участие отца в воспитании детей создавало благоприятные условия для нормального и всестороннего, психического развития несовершеннолетних детей и обеспечения их интересов.
Старшей дочери крайне сложно сдерживать напряжение, при поддержке слов младшей сестры о ее ожидании возвращения отца из длительной командировки. Девочка с видимым усилием сдерживает слезы, направляла и корректировала слова сестры. При этом у самой девочки значимо усиливались запинки, в речи появились навязчивые движения: манипулирование карандашами и фломастерами. Навязчивые действия отчасти позволяли ребенку справиться с эмоциональным напряжением, приносили некоторое облегчение.
Потребность в материнской фигуре, в общении с матерью реализуется в полном объеме у обоих детей, но не выступает достаточным фактором для компенсации депривированной потребности в отцовской фигуре (в большей степени у старшего ребёнка).
Требуется психолого-педагогическая экспертиза для суда или в частном порядке? Направьте запрос на почту info@petroexpert.ru. По всем вопросам обращайтесь по телефону 88123318180.